пятница, 14 августа 2015 г.

Скрытые послания в воспитании детей


Как правило, у каждого родителя есть некий набор фраз, шаблонов или привычных и устойчивых фраз, с помощью которых он, родитель, пытается воспитывать своего ребенка. Эти наши привычные повседневные фразы содержат особую информацию, невидимые на первый взгляд скрытые послания.
На основе именно таких скрытых родительских посланий и утверждений ребенок составляет мнение о самом себе, о людях, окружающем его мире.

Мы специально составили данную подборку из различных источников, позаимствовав материалы у различных авторов,чтобы каждый родитель (или ребенок) мог наглядно увидеть к чему могут привести некоторые формы воспитания и общения.

ФРАЗА - Потише, помедленней, осторожней
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Не доверяй миру, не живи по максимуму
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Сделай на 100%, получи удовольствие

ФРАЗА - Я тебя прибью, пропади ты пропадом, лучше б я аборт сделала
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Исчезни! не будь!
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Все подобное категорически должно быть исключено из речи!!!

ФРАЗА - Не обращай внимания, подумаешь!
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ- Ты и твои проблемы не важны
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Давай попробуем рассмотреть это с разных сторон, поищем альтернативы

ФРАЗА - Давай шевелись! Скорей! Заткнись! И другие приказы
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Ты не важен. Мои интересы важнее твоих
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА- У нас есть 15 минут. Давай договоримся, как нам сделать, чтоб успеть?

ФРАЗА - Ты для меня всегда останешься маленьким сыночком/доченькой
CКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ- Не взрослей!
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Мне нравится видеть, как ты растешь и познаешь мир.

ФРАЗА - Не реви, не смейся так громко, не хнычь!
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Не выражай своих эмоций!
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Я понимаю твои чувства.

ФРАЗА - Что ты, как маленький, надо быть серьезней!
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Не будь ребенком!
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Но он же на самом деле ребенок! Исключите такие высказывания!

ФРАЗА - Сколько можно тебе повторять! Никогда не можешь сделать, запомнить и т.д.
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Ты глупый, не можешь ничего сделать сам. Ты – плохой, неудачник
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Я доверяю тебе. Твои поступки – это твоя ответственность. Все мы ошибаемся. Благодаря ошибкам мы учимся.

ФРАЗА - Не делай, я сама лучше это сделаю
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Я не верю в тебя!
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - - Я тебе доверяю, я верю, что ты можешь

ФРАЗА - Мальчики не плачут Девочки должны вести себя тихо. Мужчина не имеет право на эмоции
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Мужчина не имеет право на эмоции Женщины - жертвы.
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Ты можешь свободно выражать свои чувства. Я понимаю тебя.

ФРАЗА - падешь, разобьешься, укусит, сломаешь и др. угрозы-предупреждения.
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Мир опасен, не действуй.
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Я тебе доверяю. Пробуй, действуй!

ФРАЗА - Неряха, бестолочь, горе мое и все другие обзывания, а так же любые обобщения типа все кругом воры и негодяи.
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - И ты такой же, как все.
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Все они могут сформировать ложное представление о себе и должны исключиться из речи.

ФРАЗА - Ты всегда.., никогда.., всю жизнь.., я так и знала.
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Ты безнадежен. Невозможность изменения.
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Разбирайте не личность, а конкретный поступок. Твоя жизнь в твоих руках.

ФРАЗА - Сравнение с другими детьми.
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Ты плохой, лучше бы вместо тебя был другой.
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Я люблю тебя, какой ты есть.

Безусловно, ребенок сам выбирает основные установки, на которых он будет
строить свой характер и жизнь, но в наших силах помочь ему выстроить более гармоничные отношения с собой и окружающим миром.
nimra.ru



Как программируют детей наши стереотипы воспитания

1. "Не пей холодную воду, а то горло заболит".
- Горло болит не от холодной воды, а от невысказанных эмоций/мыслей.
Если ребенку рот не затыкать тогда, когда он говорит, кричит, плачет, а также не ругать его за его слова, эмоции и способы их выражения, то горло болеть не будет.

2. "Не балуйся с едой."
- Дети вообще не умеют баловаться. Они познают мир и физические свойства предметов, в том числе и еды.

3. "Не смотри так близко, а то глаза сломаешь/зрение посадишь"
- Что значит сломаешь? Куда зрение посадишь, на диван что ли?)))
Зрение ухудшается (становится близоруким), когда формируются неприятные ассоциации с будущим. Например, когда взрослый говорит грубо: "вот вырастишь — узнаешь", "вырастешь — поймешь как трудно живется/зарабатывается и т.д."
А также зрение становится близоруким, когда человек отказывается видеть детали, тоже в следствии запретов на это.
Дети очень любят всё рассматривать, трогать, в том числе и на улице, а взрослые их дергают, наезжают, требуют не возиться, не ковыряться. Родители всячески вытаскивают детей из макромира во взрослую скучную жизнь.

4. "Хватит дурачиться/баловаться/беситься".
- Да с чего бы это? Когда еще дурачиться, как не в детстве?
Если в детстве не надурачиться как следует, то потом это желание "побыть клоуном" будет постоянно вылезать во взрослом возрасте в самых странных формах и образах на фоне общей серьезности человека. Еще и будет сопровождаться внутренней неудовлетворенностью.

5. "Что ты такое говоришь! Как тебе не стыдно?!"
- Очень чревато вешать на ребенка стыд и чувство вины. Взрослый так сбрасывает свою ответственность за себя, свое состояние, свой уровень сознания, свой метод воспитания на ребенка. И потом ребенок живет с этим чужим грузом, болеет, становится несчастным, озлобленным на мир, начинает пакостничать и вредничать.

6. "Хватит реветь! Успокойся!"
- Это всё равно что сказать: "Хватит очищать свою душу, оставь внутреннюю боль в себе и живи с ней дальше, сделай вид, что тебе не больно, обмани себя".
Не выплаканная боль будет всегда копиться и делать ребенка злее и черствее.

7. "Упадешь, ударишься, больно будет".
- Если так говорить ребенку, то так и будет. Эти слова — это не предостережение для ребенка, а факты, которые программируют его Сознание на такой исход событий.
Вместо таких фраз нужно помочь ребенку попробовать себя там, где еще не попробовал, дать ему руку, оказать поддержку, вселить в ребенка уверенность в его силах и способностях.

50 фраз, которые нужно говорить детям
Они вселят в них веру и вашу любовь.
Случается, что кроме «Молодец, хорошо» трудно бывает добавить что-то ещё?
Какие же слова нужно обязательно говорить вашему ребёнку?
Эти фразы можно и нужно говорить не только маленьким детям, но обязательно школьникам и подросткам. Обязательно!

Это не хвалебные фразы. Это фразы, которые помогают ребёнку ощутить Вашу поддержку и Вашу веру в него, дают ему почувствовать, что вы его любите, понимаете,
принимаете. Что рядом с ним Вам хорошо. Что с ним всё в порядке.

Это фразы, которые вдохновляют и поддерживают Вашего ребенка. Применяйте их в ежедневном общении с ним. Это поможет Вам построить более гармоничные отношения с ребенком!

Покажите веру в ребенка
  • «Я тебе доверяю».
  • «Я в тебя верю».
  • «Я уважаю твое решение».
  • «Это непросто, но у тебя обязательно получится».
  • «Ты все верно делаешь».
  • «Ты все правильно понимаешь».
  • «Как у тебя это получилось?»
  • «Научи меня, как это у тебя получается».
  • «Ты делаешь это лучше, чем я».
  • «У тебя получается это лучше, чем у меня».

Обратите внимание на усилия и старания
  • «Я вижу, ты очень много труда вложил в это».
  • «Я вижу, как сильно ты старался».
  • «Ты так потрудился над этим, и вот как здорово получилось!»
  • «Получается очень здорово!»
  • «Могу представить, сколько времени на это ушло!»
  • «Представляю, как долго ты старался, чтобы это получилось!»
  • «Сколько же пришлось придумывать, чтобы такое получилось!»
  • «Твои труды привели к хорошему результату!»

Поблагодарите за время, проведенное вместе
  • «Я очень ценю время, которое мы с тобой проводим вместе».
  • «Я с нетерпением жду, когда мы сможем снова поиграть завтра».
  • «С тобой очень интересно».
  • «Мне очень понравилось, как мы поиграли».
  • «Я рада, что ты дома».
  • «С тобой очень интересно и приятно играть».

Помогите ему самому оценить свой результат
  • «Что ты сам думаешь об этом?»
  • «Представляю, как тебе самому приятно!»
  • «Что тебе здесь самому больше всего нравится?»
  • «А как ты сам думаешь?»
  • «А что ты сам думаешь об этом?»
  • «А как тебе самому кажется?»
  • «А тебе самому как бы хотелось?»

Благодарите за помощь и вклад
  • «Спасибо больше тебе за то, что ты... (за конкретное дело)».
  • «Спасибо за то, что ты сделал».
  • «Спасибо большое за твою помощь».
  • «Спасибо за твое понимание».
  • «Это очень большая помощь для меня, спасибо».
  • «Ты мне так хорошо помогаешь!»
  • «Благодаря тебе я все закончила быстрее».
  • «Благодаря тебе у нас теперь так чисто».

Опишите, что видите
  • «Вот это да! Комната чистая!»
  • «Ух ты! Постель застелена!»
  • «Какие яркие краски ты используешь!»
  • «Я вижу, что ты очень постарался!»
  • «Я вижу, что ты сам убрал со стола!»

Опишите, что чувствуете
  • «Я очень люблю заниматься и играть с тобой».
  • «Я так рада, когда ты дома».
  • «Я чувствую, что мы с тобой как одна команда».
  • «Мне очень приятно, когда ты так говоришь».
  • «Я так счастлива, что ты у нас есть».
  • «Мне очень приятно, когда ты мне помогаешь».



Далее по теме:
Воспитание детей в народных традициях
Зачем ребенку домашнее воспитание?
Роль отца в воспитании детей
Дети, которых воспитал телевизор
Стереотипы воспитания (типа забочусь)



ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ


Комментариев нет:

Отправить комментарий